Сегодня побывал в славном городе Херсоне. Второй раз в своей жизни.
Из электротранспорта там действует исключительно господин Троллейбус. Если верить Википедии, там 23 маршрута, но в троллейбусах на карте маршрутов указано, насколько я помню, одиннадцать: 1-4, 6, 8-10, 12-14. И других номеров я за два приезда не видел. Не знаю, кто тут прав, буду исходить из того, что их одиннадцать. О том, насколько они хорошо охватывают город, мне судить сложно. Полагаю, что достаточно хорошо. За два дня, проведенные в сумме в Херсоне, я использовал троллейбус много раз. Ходят они довольно регулярно, на мой взгляд, явно получше своих одесских собратьев. Думаю, одной из причин является то, что в Херсоне это единственный вид электротранспорта и троллейбусное хоз-во там в куда лучшем состоянии, нежели у нас (проезд 75 копеек, к слову). Что касается машин, то большинство сходны с нашими, только по 12-му маршруту сегодня ездило очень много "гармошек", но не таких, как у нас сейчас, а таких, какие у нас можно назвать на сегодня "классическими" и которые "гармошками" давно не ездят (я выразился неудачно, если возможно, кто-нибудь, пожалуйста, напишите более ясно, если никто не понял, я поясню иначе), а также видел несколько (совсем мало) новых троллейбусов, каких у нас нет, они чем-то мне напомнили днепропетровские трамваи, которые ездят у нас по 17-18 маршрутам. По-моему, эти троллейбусы тоже днепропетровские, ЮМЗ-Т2.
Но я вот о чем прежде всего хотел сказать. Итак, в Херсоне действует только троллейбус, трамвая там нет. Троллейбусы ходят регулярно, машин, думаю, хватает, парк обновляется и они, будем считать, очень неплохо охватывают город (в т.ч. и р-н "Остров", куда пролегают сразу два маршрута). Херсон - город небольшой, он входит в группу, скажем так (это очень относительно) "еще не городков, но при этом уже и не больших городов". Это Николаев, Херсон, Кировоград и т.д. Та же Одесса стоит на порядок выше. Но все же Херсон - это город, это немаленький город. Потому сеть электротранспорта ему нужна. И я думаю вот о чем. Насколько мне известно, например, в западноевропейских страннах активно развивают трамвай, который здравствует там, а вот троллейбус отходит на задний план или вообще исчезает (по моим данным, в Германии троллейбусов уже нет. Когда был там - не сталкивался, зато трамваем попользовался немало). Причина такова: трамвайную линию можно вынести за пределы общего движения городского НЕскоростного трансорта (что там и делается в максимально возможном варианте), что позвоялет трамваю почти не зависеть от пробок и при этом самому не приумножать условия для нее. В то же время троллейбус находится в общем потоке, потому сам попадает в пробки, а с учетом его невысокой скорости, пробки делают проезд на троллейбусах очень неэффективным, а с другой стороны размеры троллейбуса и опять же его относительно невысокая подвижность приводят к тому, что он значительно усиливает пробку. И вот, исходя из этих моментов, я задаюсь вопросом: верным был бы для Херсона путь введения трамвая и постепенной максимально возможной замены трамваем троллейбуса? Являются ли вышеизложенные позиции достаточным основанием для того, чтобы считать верным и прогрессивным для Херсона, несмотря на хорошо налаженную троллейбусную сеть, идти к замене (возможно и полной) ее трамвайной сетью? Жду Ваших комментариев и мнений.
И в разрезе этого всего еще один вопрос, более общий: является ли верным (опять же, исходя из тех позиций взаимоотношения трамвай-троллейбус, которые я изложил выше) движение к полной замене троллейбуса трамваем (или максимально возможной) для городов любого размера? Ведь в маленьких городах, которые все же нуждаются в ЭТ-е, пробок почти не бывает. Тогда зачем, ведь создание трамвайного маршрута дороже (не только проведение линии электропровода, но и достаточно дорогое проложение рельс, которое вызывает необходимость перестройки улицы в большей или меньшей степени)? Нет смысла? Но в той же Германии, как я понял, трамвай остался в одиночестве и в маленьких городах. Может быть, это исходит из того, что пробка возможна и там (авария, например) и того, что дело не только в пробке, а просто в необходимости макисимально разгружать общий поток, где и так есть автомобили и автобусы? Или по причине того, что город имеет все шансы расширяться? Или еще что?
Вообщем, жду Ваших ответов по двум вопросам:
1) О Херсоне
2) Общий
Отредактировано Сергей (13.05.08 22:03:56)