ОДЕССКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ФОРУМ

Объявление

ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС НА ОДЕССКОМ ТРАНСПОРТНОМ ФОРУМЕ

ЛЮБЫЕ ПОПЫТКИ ВЗАИМНЫХ ОСКОРБЛЕНИЙ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЧВЕ И ЛЮБЫЕ ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ КОНСТИТУЦИЮ УКРАИНЫ КАРАЮТСЯ БЕССРОЧНЫМ БАНОМ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Администрация форума настоятельно рекомендует ознакомиться с Правилами форума.

Использование информации без разрешения авторов и администрации форума категорически запрещено!

Обсуждение изменений бортномеров подвижного состава на форуме категорически запрещено!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Лайнер "Vaterland" (1940)

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Ян Пичиневский

ЛАЙНЕР "VATERLAND" (1940)

Убивают, терзают, травят проклятиями. Ну и что это для чистоты, рассудительности, здравости и справедливости мысли ? Как если бы кто стоял у прозрачного, жажду утоляющего источника и начал его пачкать. Уже и нельзя будет пить источаемую им влагу ?
Марк Аврелий, "Размышления"

Среди множества страшных последствий, которые несёт с собой человечеству война есть ещё одно - гибель инженерных идей и проектов. Судьба Германского лайнера, турбо-электрохода "Vaterland", спущенного на воду в 1940 году - иллюстрация гибели инженерной мысли и одного из последних предвоенных инновационных проектов в пассажирском судостроении

Технические и пассажирские данные судна

Судоверфь постройки корпуса судна: "Blohm & Voss", Гамбург, Германия.
Строительный номер: 523.
Тоннаж (запланированный): 41000 BRT.
Длина судна (максимальная): 251,20 метров.
Ширина судна: 30,00 метров.
Главная энергетическая установка: две турбо-электрические двигательные системы.
Мощность энергетической установки: 45000 лошадиных сил.
Количество винтов: 2.
Средняя скорость(запланированная): 23,5 узла (примерно 43,52 км/час).
Пассажировместимость(запланированная): 354 человека в каютах I класса, 435 человек в каютах туристического класса, 533 человека в каютах III класса.

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/ES_Vaterland1940_Foto_1.JPG
Лайнер "Vaterland". Проектный макет судна

В конце 1920-х - середине 1930-х годов для главных Трансатлантических линий было построено нескольких знаменитых лайнеров с новыми формами геометрии корпуса и новыми концепциями всего облика судна. Это оказало влияние и на то, что в середине 1930-х годов такие тенденции стали проявляться и в проектировании судов средней и малой величины. Перед самым началом II Мировой Войны выделилось два основных направления в концепции конфигурации судна для проектируемых тогда новых пассажирских судов средней величины. Развитием одного из этих направлений стала концепция круизного лайнера "Wilhelm Gustloff", явившаяся прототипом общего вида формы пассажирских и круизных судов как минимум на три с половиной десятилетия вперёд. Развитие другого из этих направлений заключалось в концепции судна, облик которого напоминал уменьшенный в размерах знаменитый тогда Трансатлантический лайнер "Normandie", с дальнейшим интенсивным применением всех возможных самых новых инновационных элементов корпуса и надстройки судна, которые в те годы изобретались и внедрялись в конструкции судов с необыкновенной быстротой. Это направление в последствии не получило дальнейшего развития и с началом II Мировой Войны дальнейшие регулярные разработки в этом направлении прекратились. Известно несколько пассажирских судов, которые были построены по таким проектам, но самым грандиозным судном средней величины, построенным в таком стиле должен был стать новый Германский лайнер компании "Hamburg-Amerika Linie" (HAPAG), турбоэлектроход "Vaterland".

К середине 1930-х годов знаменитая Германская судоходная компания "Hamburg-Amerika Linie" приняла решение о замене своих четырёх однотипных грузопассажирских лайнеров типа "Albert Ballin"на Трансатлантической линии, связывавшей Гамбург и Нью Йорк, на современные для того времени суда. Компания снова делала ставку на постройку судов средней величины, предназначенных для перевозок широких слоёв населения. Но эти суда должны были быть исключительно ультрасовременными для своего времени. Они не должны были отличаться особой быстроходностью и не предназначались для борьбы за престижный приз Голубой Ленты Атлантики, очень желанный в то время  для основных судоходных компаний на Северной Атлантике. Судно не должно было отличаться и повышенной роскошью. Но каюты даже самого низкого класса должны были быть достаточно комфортабельными и оснащёнными современной техникой. По своим понятиям комфорта по проекту они  даже превосходили каюты соответствующих классов на флоте второй половины 1940-х и 1950-х годов. Одним словом, суда предназначались для пассажиров со средними финансовыми возможностями, предпочитающих демократичную обстановку и достойный уровень необходимого комфорта.

Однако для замены четырёх судов "Hamburg-Amerika Linie" запланировала постройку лишь трёх новых - перевозки между Германией и США сократились после прихода к власти в Германии нацистов. Это было следствием проводимой в Германии нацистами внутренней и внешней политики.

Суда нового типа должны были отличаться современными обтекаемыми формами корпуса и необычным для того времени элегантным обликом надстройки. Но не только формы корпуса судов должны были удивлять своей необычностью.

Одной из самых важных особенностей нового лайнера должна была стать его необычная энергетическая установка. В период между двумя Мировыми Войнами компания "Hamburg-Amerika Line" была одним из мировых лидеров в применении в новых проектах судов инновационных энергетических установок, её эксперименты в этом направлении доходили дальше других. К 1938 году уже были успешно опробованы турбо-электрическая энергетическая установка на новом лайнере "Potsdam" и дизель-электрическая - на лайнере "Patria" (в будущем - "Россия"). Компания, воодушевлённая своими успешными результатами в этом направлении, принимает решение в пользу турбо-электрической энергетической установки для нового флагмана своего флота. "Vaterland " должен стать самым крупным турбоэлектроходом в Мире.

Двигательная система судна должна была состоять в том, что турбины вращали вращательные механизмы генераторов электрического тока. Генераторы вырабатывали ток. Этот ток подводился к электрическим моторам, которые уже в свою очередь приводили к вращению два гребных винта судна.

Это был вовсе не рекламный трюк. При некоторой потере энергии в сравнении с обычным турбинными двигателями аналогичной мощности, судно получало и немало преимуществ. Во-первых, это была гибкость в возможностях распределения передачи энергии непосредственно к моторам, вращавшим валы. Во-вторых, стабильный маршевый ход судна на переходах сочетался с возможностью плавного регулирования скорости вращения винтов и возможностью быстрой смены направления их вращения. Это было особенно полезно во время причальных манёвров на небольшой скорости так как было не свойственно для обычного турбохода: возможность быстрой смены режима работы винтов теперь обеспечивалась манипуляцией подачи тока к электромоторам. В-третьих, благодаря уменьшению длины валов заметно уменьшалась и вибрация на судне во время его движения. В-четвёртых, благодаря возможности модуляризации в расположении компонентов такой энергетической установки увеличивалась возможность более рационального использования площадей на судне.

У проекта этих новых судов была ещё одна интересная особенность. Они являлись дальнейшим развитием проекта судов типа "Albert Ballin". Суда нового типа были как бы современной версией, своего рода, очень прогрессивным дальнейшим развитием проекта судов знаменитой четвёрки (четырёх судов типа "Albert Ballin"). Если вглядеться в силуэты судна нового проекта, можно найти целый ряд как общих очертаний форм так и отдельных элементов конструкции, каждый из которых имеет свой логический прообраз в силуэте лайнеров типа "Albert Ballin".

Как все новые Германские суда того времени, три новых судна должны были в себе нести и определённое нациаонал-социалистское пропагандистское смысловое наполнение. Под влиянием крайних патриотических настроений, насаждавшихся национал-социализмом, было принято решение о присвоении судам названий, символизировавших имперско-патриотические традиции: "Vaterland", "Imperator" и "Bismarck". Это также напоминало и об истории компании: в первой половине 1910-х годов компанией "Hamburg-Amerika Linie" было построено три однотипных Трсансатлантических лайнера, обладавших такими названиями и являвшимися тогда крупнейшими и роскошнейшими пассажирскими судами в Мире, символизировавшими владычество Германии на морях Мира. И вот теперь появилась необходимость в возвращении к прежним символам.

Было принято решение о том, что сначала будет построено первое судно, которое получит название "Vaterland", а затем с учётом усовершенствований и устранений возможных выявленных недостатков будут построены и два других судна. Заказ на постройку лайнера "Vaterland" был размещён на знаменитой Гамбургской судоверфи "Blohm & Voss", планы о строительстве двух других однотипных судов были включены в протокол о намерениях. То есть, выражаясь современным языком, первое судно серии было оформлено твёрдым заказом, а второе и третье - как опции.

В 1938 году в Гамбурге на судоверфи "Blohm & Voss" началась постройка нового Трансатлантического лайнера, турбоэлектрохода "Vaterland". Он стал одновременно и последним пассажирским судном в истории компании "Hamburg-Amerika Linie", строительство которого было заказано ей (компанией "Hamburg-Amerika Linie").

В сентябре 1939 года начинается II Мировая Война. Несмотря на то что боевые действия проходят далеко от Гамбурга, постепенно экономика и этого города переключается на военный лад. Обычных гражданских проектов становится всё меньше, новые не поступают, старые всё больше замораживаются или прекращаются совсем. Всё больше усиливается военное строительство и производство, под него высвобождают максимально-возможные строительные и производственные мощности. Этот процесс принимает уже повсеместный и массовый характер в 1940 году.

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/ES_Vaterland1940_Foto_2.JPG
Лайнер "Vaterland" в доке судоверфи "Blohm & Voss" незадолго перед вынужденным преждевременным спуском на воду. 1940 год. Фотография из архивов судоверфи "Blohm & Voss", Гамбург

К концу лета 1940 года турбоэлектроход "Vaterland" был уже построен на 60-70 процентов. Корпус судна был полностью построен - будущий лайнер уже обладал плавучестью. Была установлена энергетическая установка, была построена главная палуба надстройки. Велось строительство второй палубы надстройки. И вот, приходит приказ военного командования - недостроенное судно должно быть спущено на воду раньше времени и пришвартовано у достроечного причала. Док судоверфи должен был немедленно высвобождаться под постройку подводных лодок для ВМФ Германии. 24 августа 1940 года недостроенный "Vaterland" был спущен на воду. Судно было пришвартовано возле достроечного причала судоверфи в Кувердерском Порту (Kuhwerder - левобережный портово-судостроительный район Гамбурга, одна из гаваней Гамбургского Морского Порта). Никаких работ на судне больше не проводилось и в его корпусе был устроен склад древесины.

25 июля 1943 года, во время авианалёта и сильной воздушной бомбардировки Гамбурга самолётами ВВС стран, воевавших против Германии, сильным взрывом авиабомбы был повреждён и "Vaterland" - была разворочена т.н. баковая часть судна и лайнер сильно выгорел изнутри. Меньшие повреждения получили и другие части корпуса турбоэлектрохода, но он всё же остался на плаву.

После военного поражения Германии и окончания войны, а затем и государственного поражения Германии, бывший Германский Флот в регионе Гамбургского побережья находился под контролем Великобритании. Был проведён осмотр состояния недостроенного лайнера "Vaterland" и он был признан конструктивно-погибшим. Из этого следовало, что "Vaterland" как судно достраиваться уже не мог. И поэтому он не фигурировал в разделе судов бывшего флота Германии между Великобританией и СССР, последовавшего в результате решений Потсдамской Конференции глав Великобритании, СССР и США. Турбоэлектроход "Vaterland" подлежал разделке на металлолом.

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/ES_Vaterland1940_Foto_3.JPG
Лайнер "Vaterland" у достроечного причала судоверфи "Blohm & Voss" в Кувердерском Порту в Гамбурге в июле 1945 года. На фотографии запечатлено начало разделочных работ, продолжавшихся около трёх с половиной лет. Хорошо заметны сильные повреждения корпуса судна, произошедшие в результате взрывов авиабомб

Здесь нужно сделать комментарий о том, что решение о конструктивной гибели  лайнера "Vaterland" было очень типичным для  тогдашнего подхода Великобритании к т.н. судам-"обломкам". Каждая страна в отдельности - и Великобритания, и СССР, понесли в результате войны огромные потери в судах торгового флота, их нехватка ощущалась тогда повсеместно. Несмотря на это, Великобритания не намеревалась восстанавливать никакие суда, получившие повреждения и являвшиеся т.н. судами-"обломками". Признавалась их конструктивная гибель и непригодность к дальнейшей эксплуатации с вытекающей нецелесообразностью их восстановления. Исключение составили лишь небольшое количество не очень пострадавших судов. У СССР был другой подход. Кроме судов, полученных в результате раздела флота, многие суда-"обломки" не признавались конструктивно-погибшими и впоследствии восстанавливались. Правда, процесс восстановления таких судов был долгим и нет совершенно никакой возможности судить об его экономической эффективности. Но можно сказать, что совершенно неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба недостроенного лайнера "Vaterland", окажись он в Советской зоне контроля за бывшим Германским флотом. Вполне вероятно, что он был бы и достроен, пусть и по более простому проекту.

Летом 1945 года прямо возле достроечного причала началась разделка судна, которая фактически шла очень медленными темпами. Сотрудники судоверфи "Blohm & Voss" злорадно называли изуродованное недостроенное судно "Геббельсом", поскольку искорёженные сильным взрывом авиабомбардировк металлические конструкции носовой части судна напоминали огромную открытую пасть фантастического существа. Так продолжалось до 1948 года. Ещё в начале 1948 года оставалась большая часть конструкции судна. Однако затем разделочные работы были активизированы и ещё до конца 1948 года лайнер, который так и не получил своего названия официально, прекратил своё существование.

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/ES_Vaterland1940_Foto_4.JPG
Корпус лайнера "Vaterland" во время завершающей стадии разделки судна на металлолом. Тот же достроечный причал судоверфи "Blohm & Voss". Гамбург, 27 октября 1948 года

И всё же, проект лайнера "Vaterland" сохранился в человеческой памяти как памятник инженерной мысли. Как памятник развития мирного судостроения и поиска оптимальной концепции облика пассажирского судна. Это была попытка построить самый современный и совершенный лайнер средней величины, напоминавший бы знаменитый Трансатлантический лайнер "Normandiе" в уменьшённом виде. В истории это судно осталось, всё же не очередным техническим достижением нацистов и не "Геббельсом", а неосуществлённым из-за войны инженерным творением и поиском рациональных подходов, совершенных геометрических форм и эффективных технических решений.

Применена литература:

Архивные материалы компании "Hamburg-Amerika Linie"(Гамбург) и судоверфи "Blohm & Voss"(Гамбург)

Марк Аврелий, "Размышления"

Штутгарт, 6 марта 2009 года

Отредактировано 1232_1732 (09.03.09 19:12:29)

+1

2

Технический музей Мюнхена. Отдел, посвящённый морскому флоту, судостроению и судоходству. Проектно-рекламный макет лайнера "Vaterland" (1940)

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_2526.jpg
Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 17.09.2010

В начале 2009 года я написал и опубликовал статью о Германском пассажирском лайнере "Vaterland" (1940) - инновационном для своего времени судне, которое не было достроено и сильно пострадало во время Второй Мировой войны, а после окончания войны - было разделано на металлолом ( http://kruiznik.ru/forum/viewtopic.php?f=13&t=595 ). В Техническом Музее Мюнхена среди экспонатов Морского раздела есть и знаменитый проектный макет судна, чернобелую фотографию которого я использовал в моей статье. Во время моих посещений музея в сентябре 2010 года я сфотографировал этот макет в различных ракурсах и публикую фотографии в моём отчёте. По ним видно, насколько действительно формы лайнера "Vaterland" (1940) были для своего времени прогрессивны, необычены и устремлённые в будущее.

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3173.jpg
Макет лайнера "Vaterland" (1940). Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3174.jpg
Макет лайнера "Vaterland" (1940). Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3175.jpg
Макет лайнера "Vaterland" (1940). Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3177.jpg
Макет лайнера "Vaterland" (1940). Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3178.jpg
Макет лайнера "Vaterland" (1940). Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3179.jpg
Макет лайнера "Vaterland" (1940). Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3181.jpg
Макет лайнера "Vaterland" (1940). Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3182.jpg
Макет лайнера "Vaterland" (1940). Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3184.jpg
Макет лайнера "Vaterland" (1940). Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010

0

3

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3187.jpg
Макет лайнера "Vaterland" (1940). Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3188.jpg
Макет лайнера "Vaterland" (1940). Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3189.jpg
Макет лайнера "Vaterland" (1940). Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3191.jpg
Лайнер "Vaterland" (1940). После спуска на воду на судоверфи "Blohm + Voss". Гамбург, 24.08.1940. Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010 

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3195.jpg
Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3197.jpg
Лайнер "Vaterland" (1940). Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010 

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3200.jpg
Макет лайнера "Vaterland" (1940). Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010 

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3201.jpg
Макет лайнера "Vaterland" (1940). Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010 

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/Foto_100_3202.jpg
Макет лайнера "Vaterland" (1940). Deutsches Museum (Германский Технический Музей, Мюнхен), 25.09.2010

0