ОДЕССКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ФОРУМ

Объявление

ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС НА ОДЕССКОМ ТРАНСПОРТНОМ ФОРУМЕ

ЛЮБЫЕ ПОПЫТКИ ВЗАИМНЫХ ОСКОРБЛЕНИЙ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЧВЕ И ЛЮБЫЕ ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ КОНСТИТУЦИЮ УКРАИНЫ КАРАЮТСЯ БЕССРОЧНЫМ БАНОМ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Администрация форума настоятельно рекомендует ознакомиться с Правилами форума.

Использование информации без разрешения авторов и администрации форума категорически запрещено!

Обсуждение изменений бортномеров подвижного состава на форуме категорически запрещено!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Турбоход "Александр Можайский"

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Небольшие и/или малоизвестные суда морского пассажирского флота СССР
Турбоход "Александр Можайский"

Великий исследователь, изобретатель авиационной техники и также судоводитель и инженер-судостроитель Александр Можайский в 1853-1854 годах  на фрегате "Диана" под управлением С. Лесовского совершил переход из Кронштадта вокруг мыса Горн к берегам Японии. В Японской бухте Симода "Диана" попала в настоящие цунами, вызванные подводным землетрясением и получила повреждения а затем во время шторма потерпела кораблекрушение. Экипаж погибшего фрегата под руководством инженера Александра Можайского совместно с местыми специалистами и мастерами построили шхуну "Хеда", с помощью которой часть команды "Дианы" смогла возвратиться на родину. В Японии запомнили имя офицера Александра Можайского, благодаря ему в Японии было получено представление о современных (на то время) методах создания крупных Европейских судов.

Спустя столетие пассажирский лайнер, названный именем этого великого человека также совершил переход из Балтийского Моря на Дальний Восток, а спустя ещё 7 лет вновь прославил имя Александра Можайского и память о нём в Японии.

Юбилейная двадцатая статья рубрики о небольших и/или малоизвестных судах морского пассажирского флота СССР посвящена Советскому пассажирскому лайнеру, паротурбоходу "Александр Можайский".

Технические и пассажирские данные судна

Судоверфь постройки: "NV.Koninklijke Maatschappij "De Schelde"", Vlissingen, Голландия.
Строительный номер: 160.
Тоннаж (в 1919 году): 9891 BRT.
Тоннаж (в 1953 году): 9686 BRT.
Длина судна (максимальная): 152,40 метров.
Длина судна (между предельными положениями полных перпендикулярных сечений): 146,54 метров.
Ширина судна: 17,37 метров.
Осадка судна: 6,80 метров.
Главная энергетическая установка: две паровые турбины "De Schelde".
Мощность энергетической установки (в 1919 году): 7200 лошадиных сил (4775,6 кВт).
Мощность энергетической установки (в 1953 году): 7000 лошадиных сил (4643 кВт).
Количество винтов: 2.
Средняя скорость (в 1935 году): 15 узлов (примерно 27,78 км/час).
Средняя скорость (в 1953 году): 14 узлов (примерно 25,9 км/час).
Пассажировместимость (в 1919 году): 111 человек в 1 классе, 109 человек во 2 классе, 44 человека в 3 классе, 44 человека в 4 классе.
Пассажировместимость (в 1928 году): 141 человек в 1 классе, 134 человека во 2 классе, 44 человека в 3 классе, 50 человек в 4 классе.
Пассажировместимость (в 1953 году): 608 человек.
Пассажировместимость (в 1954 году): 636 человек.
Экипаж (в 1953 году): 198 - 205 человек.
Порт приписки (1919 – 1935): Роттердам, Голландия.
Порт приписки (1935 – 1942): Ленинград или Кронштадт, СССР.
Порт приписки (1953 – 1971): Владивосток, СССР.
Порт приписки/место постоянной стоянки (1971 – 1978): пос. Врангель, СССР.

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/TS_Patria_1916_Foto1.jpg
Так выглядел паротурбоход "Patiria" после постройки

Закладка киля пассажирского судна "Patria" для Голландской судоходной компании "Koninklijke Rotterdamsche Lloyd NV" состоялась 1 декабря 1914 года, а 20 мая 1916 состоялся спуск со стапеля. Но в это время шла I Мировая Война, и это приводило к задержке или вообще отмене многих гражданских проектов, начатых ещё в предвоенное время. Постройка "Patria" была завершена лишь в 1919 году. 11 июля 1919 года был совершён пробный рейс, а уже 30 июля того же, 1919 года, судно было принято судоходной компанией. По типу своей энергетической установки новый лайнер был турбоходом (паротурбоходом), он стал первым Голландским пассажирским турбоходом. 9 августа 1919 года "Patria" отправилась в своё первое плавание из Роттердама. Судоходная компания использовала судно на грузопассажирских линиях между Нидерландами и Нидерландской Остиндией (сегодня — Индонезия).

В 1928 году была проведена модернизация лайнера "Patria", в ходе которой были незначительно оптимизированы внешний облик судна и обустройства внутренних помещений. "Patria" проектировалась ещё до начала I Мировой Войны, и с тех пор многое изменилось в концепциях обликов судов и пассажирских перевозок. Кроме того, входе этого ремонта была удалена вторая труба, которая в процессе дымоотвода никак не использовалась а лишь поддерживала статус "двухтрубного судна", так как в начале XX Века среди пассажиров бытовало мнение, что судно тем солиднее, чем больше у него дымовых труб, и судоходные компании сознательно добавляли в конструкции судов часто по одной трубе-манекену а иногда и по две. В 1920-е годы произошла некоторая демократизация многих сфер жизни, изменился и менталитет пассажиров, и количество труб на судах уже не было столь значимым.

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/TS_Patria_1916_Foto2.JPG
В 1928 году паротурбоход "Patiria" стал однотрубным судном

Таким образом, по данным ряда источников, в ходе модернизации 1928 года была демонтирована задняя труба. Однако, некоторые источники приводят ещё две даты: 1925 год и даже 1935 год. Всё же, наибольшую вероятность этого события имеет дата — 1928 год. Совсем точно можно сказать о том, что когда в 1935 году судно было введено в эксплуатацию в СССР, то оно было уже однотрубным.

С 13 января 1932 года лайнер находился вне эксплуатации в Роттердаме. 23 мая 1935 года судно было продано в СССР.

В СССР турбоход получает новое название — "Свирь" и 27 августа 1935 года вводится в эксплуатацию Балтийским Флотом ВМФ СССР как учебное судно. С 16 июля 1935 по 30 сентября 1940 "Свирь" совершила ряд походов со слушателями Штурманского офицерского класса. Предшествование даты начала походов дате официального ввода судна в эксплуатацию как учебного судна ВМФ СССР  может означать то, что изначально судно предназначалось для других целей, например для гражданских перевозок, и в период между 16 июля 1935 года и 27 августа 1935 года было просто зафрахтовано. Можно предположить, что изначально приобретение этого судна в СССР задумывалось для обслуживания им важных международных грузопассажирских линий, возможно что и Ленинград — Лондон, заменив на ней суда меньших измерений. Может предполагалось открытие и других линий, начинавшихся в Ленинграде. Однако это лишь предположения, основанные на логическом анализе положения на то время в грузопассажирском морском флоте СССР в регионе Балтийского Моря.

Хотя "Свирь" значилась как учебное судно, не исключено, что с началом Войны 1941-1945 она могла использоваться как военно-транспортное или вспомогательное судно Балтийского Флота ВМФ СССР. "Свирь" затонула недалеко от Ленинграда после попадания бомбы. По Российским и Украинским источникам это произошло 27 апреля 1942 года. По Голландским и Германским источникам - 30 апреля 1942 года. И, как пишется в литературном источнике номер 2, "Свирь" была исключена из состава ВМФ 25.08.1942.

Судно было поднято в 1946 году и отбуксировано в Висмар(ГДР) для восстановления. Дата прибытия на судоверфь — 6 мая 1950 года. На судоверфи "Mathias-Thesen Werft" в Висмаре требуемые восстановительные работы продолжались до 1953 года. Необходимые ремонтные работы корпуса судна были произведены в 1951 году на Голландской судоверфи "Wilton-Fijenoord" в Schiedam и длились 3 месяца. Судно было перестроено в классический грузопассажирский лайнер. Некоторые детали внешнего облика судна получили более современный облик, в частности, оригинальная дымовая труба была заменена на новую, обладавшую динамичными формами, соответствовавшими тенденциям того времени (первая половина 1950-х годов). Ко времени завершения ремонтных работ турбоходу было присвоено новое название — "Александр Можайский". По данным одного из литературных источников, переименование судна состоялось ещё в 1946 году. "Александр Можайский" оставил судоверфь 12 декабря 1953 года и взял курс на Дальний Восток СССР.

"Александр Можайский" вошёл в состав Дальневосточного Морского Пароходства, его новым портом-приписки стал Владивосток. На "Александре Можайском" была одна четырёхместная каюта "Люкс", пассажирские помещения для I, II, и III класса. Кроме того, во время коротких рейсов пассажиры могли перевозиться дополнительно также и на палубе. Лайнер работал в Дальневосточных регионах СССР, часто обслуживал пассажирскую линию Находка/Владивосток — Нагаево/Магадан. Вот что написано об этом в литературном источнике номер 3:

В апреле 1954 года во Владивосток прибыл пассажирский паротурбоход «Александр Можайский». Имея неограниченный район плавания, ... «Александр Можайский» (капитан М. П. Франковский) успешно работал на дальневосточных экспрессных пассажирских линиях Находка — Нагаево, Владивосток — Петропавловск (-Камчатский (комментарий ЯП)) и при полной загрузке, являлся рентабельным в эксплуатации.

http://www.kruiznik.ru/foto/albums/userpics/10005/TS_Aleksandr_Mozhajskij_Risunok.jpg
Паротурбоход "Александр Можайский". Художественная открытка ММФ СССР начала 1960-х годов

В 1961 году пассажирский лайнер "Александр Можайский" открыл движение по Регулярной Морской Международной Пассажирской линии Находка — Иокогама (Япония). Это была самая первая международная морская пассажирская линия, связывавшая порты СССР и Японии после окончаня II Мировой Войны. Вот что написано об этом в литературном источнике номер 3:

...была открыта международная грузопассажирская линия Находка — Иокогама. В конце мая 1961 года на эту линию был поставлен пароход (правильно — паротурбоход (комментарий ЯП)) «Александр Можайский» (капитан Б. А. Гришин). Первый рейс судна широко освещался в советской и иностранной печати. Японские газеты много внимания уделяли преимуществам морского пути на советском пассажирском судне из Японии в СССР по сравнению с существовавшими авиалиниями. Особенно подчеркивались порядок и чистота на судне, отличное обслуживание пассажиров. В первом рейсе в Японию возвращалась женская профсоюзная делегация, а также следовал ряд туристов из различных стран. Несмотря на ненастную погоду, не причале в Иокогаме было много встречавших с транспарантами и знаменами. Пассажиров с борта судна провожал судовой оркестр, исполнявший произведения советских композиторов.

За два рейса пароходом «Александр Можайский» было перевезено 423 пассажира. Среди них представители японских деловых кругов, члены общества «Япония — СССР», молодежные и профсоюзные делегациии, советские, американские, английские, французские, датские туристы.
Опыт навигации 1961 года на линии Находка — Иокогама показал, что пароход «Александр Можайский» для этой линии является нерентабельным, вследствие сравнительно большой грузоподъемности, которую нельзя было использовать в пределах жесткого расписания, а также недостаточной для лайнера скорости хода — 14 узлов.

Но регулярная морская пассажирская линия, связывающая Владивосток/Находку с портами Японии и открытая тогда лайнером "Александром Можайским" пережила десятилетия. Она видоизменялась, притерпевала естественные и искусственные процессы оптимизации и сохранилась до наших дней в виде линии, связывающей Владивосток с портами на западном побережье Японии. Эту линию обслуживает судно компании FESCO (Дальневосточное Морское Пароходство) — автопассажирский паром "Русь", являющийся крупнейшим в настоящий момент морским пассажирским/круизным судном России.

После ухода с международной линии (или в 1962 году, или с самого начала 1962 года) "Александр Можайский" продолжил свою работу на внутренних пассажирских линиях Дальневосточного Морского Пароходства, на которых он работал до выполнения рейсов по линии Находка — Иокогама. Постепенно судно состарилось морально и износилось физически. Одновременно к концу 1960-х годов флот Дальневосточного Морского Пароходства пополнился целым рядом современых на то время грузопассажирских судов типа "Михаил Калинин", которые были способны заменить собой некоторые суда средней величины более старой постройки, находившиеся тогда в составе пассажирского флота пароходства.

18 марта 1970 года лайнер был выведен из эксплуатации и в 1971 году был передан в посёлок Врангель в качестве общежития. В 1978 году судно было продано на слом в Гонконг. В начале 1979 года в заливе Junk Bay в Гонконге началась разделка судна на металлолом и ещё до конца 1979 года бывший турбоход "Александр Можайский" прекратил своё существование.

Применённая литература

1). Claus Rothe "Schiffe der Welt. Welt der Passazhierschiffe unter Hammer und Sichel".
Издательство: "Busse Seewald"/"DSV-Verlag GmbH", Hamburg (Гамбург).
Год издания: 1994.
Применённые страницы: 56 – 57.

2). Заметка в Интернете "СВИРЬ (до 1935 "Patria", после 1946 г. "Александр Можайский")" сайта "Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны" автора Алексея Хоменко:
http://sovnavy-ww2.by.ru/training/typ_civil.htm#svir

3). Книга группы авторов "Дальневосточное морское пароходство, 1880-1980".
Годы издания: первая половина 1980-х годов.

4). Страница, посвящённая турбоходу "Patria": http://www.zwama.de/shiplover/patria.htm  из списка:  http://www.zwama.de/shiplover/lloyd2.htm  на сайте: http://www.zwama.de/shiplover/

5). Страница, посвящённая турбоходу "Patria": http://home.kabelfoon.nl/~popta/patria/index.htm сайта: http://home.kabelfoon.nl/~popta/index.htm

Ян Пичиневский
Штутгарт, 04.05.2009

Отредактировано 1232_1732 (10.05.09 12:42:16)

+1

2

Интересные ссылки, относящиеся к теме турбохода (паротурбохода) "Александр Можайский" и биографии Инженера-изобретателя Александра Можайского, именем которого был назван пассажирский лайнер.

1). Страница о пассажирском паротурбоходе "Александр Можайский" на сайте исторического Реестра Флота Дальневосточного Морского Пароходства: http://ntic.msun.ru/ntic/exhibition/fes … d/f24.html

2). Статья "МОЖАЙСКИЙ Александр Федорович (1825-1890)" :
http://funeral-spb.narod.ru/necropols/s … yskyi.html

3). С. Вишенков "Александр Можайский"
Издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", Москва, 1950 г.
OCR Biografia.Ru :
http://www.biografia.ru/cgi-bin/quotes. … material81

0