Рубрика о небольших и/или малоизвестных судах морского пассажирского флота СССР
Пароход "Илья Репин"
Я продолжаю заметки в рубрике "Небольшие и / или малоизвестные суда Морского Пассажирского Флота СССР ". Сегодня заметка посвящена пассажирскому пароходу "Илья Репин". В СССР это судно находилось в составе сначала "Совторгфлота - Ленинград" а затем "Совторгфлота - Мурманск".
Технические и пассажирские данные судна
Судоверфь постройки: "Stettiner Oderwerke, AG für Schiffs- und Maschinenbau", Stettin (Щецин), Германия.
Строительный номер: 730.
Тоннаж (в 1927 году): 1358 BRT.
Тоннаж (в 1950 году): 1549 BRT.
Длина судна (максимальная): 76,8 метров.
Ширина судна: 11 метров.
Осадка судна: 3,7 метра.
Главная энергетическая установка: две паровые машины двухкратной экспансии.
Мощность энергетической установки (в 1927 году): около 1900 лошадинных сил.
Мощность энергетической установки (в 1950 году): 1500 лошадинных сил.
Количество винтов: 2.
Средняя скорость (в 1927 году): 15 узлов (примерно 27,78 км/час).
Средняя скорость (в 1950 году): 11,2 узла (примерно 20,74 км/час).
Пассажировместимость (в 1927 году): 500 - 800 пассажиров, включая многочисленных палубных.
Пассажировместимость (в 1950 году): 189 пассажиров в каютах и 92 пассажира в пассажирском зале.
Экипаж (в 1927 году): 56 человек.
Экипаж (в 1946 году): 64 человека.
Порт приписки (1927 – 1945): Stettin(Щецин), Германия.
Порт приписки (1946 – 1950): Ленинград, СССР.
Порт приписки (1950 – 1959): Мурманск, СССР.
Пароход "Rugard". Открытка
Пароход "Rugard". Открытка
Пароход "Rugard". Открытка
Пассажирский пароход "Rugard" был спущен со стапеля 13 мaртa 1927 года. "Rugard" был последним введенным в эксплуатацию новым судном судоходной компании "J.F.Braeunlich GmbH" из Германского города Stettin (Щецин). Прогулочно-пассажирский пароход "Rugard", как и было запланировано, выполнял туристическо-пассажирские рейсы из Щецина (Германия) на остров Rügen (Германия). Судоходная компания использовала судно также и в работе по маршруту Щецин – остров Rügen – остров Bornholm (Дания) как и в Копенгаген (Дания). Собственно, это судно было ничем иным – как большим комфортабельным катером с небольшим количеством кают и большой пассажировместимостью для палубных пассажиров. Продолжительность рейсов судна не составляла больше 1-2 дней, это были, так называемые, пляжные рейсы – доставка отдыхающих, пляжников, пассажиров и экскурсантов к местам массового пляжного отдыха в близлежащих регионах на побережье Балтийского Моря. Эти пляжные рейсы выполнялись судном в форме морской линии.
Пароход "Rugard" возле побережья Заснитца. Открытка
В сентябре 1939 года, с началом II Мировой Войны, пароход "Rugard" перешёл под управление Военно-морского ведомства Германии, и до мая 1945 года оставался как тендерное и сопровождающее судно в составе ВМФ Германии. 08.05.1945 "Rugard" был последним судном ВМФ Германии, оставившим полуостров Hela. Пароход взял курс на запад. На борту судна находилось около 1500 раненых и беженцев. После того как пароход оставил позади себя Датский остров Bornholm, во второй половине дня 09.05.1945 произошла перестрелка с быстроходными катерами Советского ВМФ. В ранние утренние часы 10.05.1945 "Rugard" достиг бухты Strander Bucht в Кильских Фьордах. Тогда же, в мае 1945 года, пароход был анексирован Великобританией и попадает под юрисдикцию Великобритании. А 18.03.1946, после официального раздела трофейного флота, доставшегося СССР и Великобритании после победы над Германией, судно передаётся СССР.
Со 2.09.1946 по 13.11.1946 пароход прошёл ремонт на судоремонтной верфи в Висмаре. Судно получило новое название – "Илья Репин". "Илья Репин" вошёл в состав флота компании "Совторгфлот - Ленинград" (позднее ставшей называться Балтийским Морским Пароходством). Новым портом приписки судна стал Ленинград. В 1946 –1950 годах это было одним из важнейших Ленинградских пассажирских морских судов, соединявших морскими линиями Ленинград с другими Советскими портами на Балтийском Море.
"Пароход "Илья Репин" на Неве". Kартина художника Русакова А.И., 1947 год
"Илья Репин" выполнял в этот период времени также и различные непродолжительные морские прогулки по Балтийскому Морю продолжительностью от одного до нескольких дней, базировавшиеся на порт Ленинград, экскурсионные рейсы, иногда и представительские рейсы, различные специальные задания. Одним из видов деятельности судна в этот период времени были и специальные рейсы с курсантами Высшего Арктического Морского Училища Главсевморпути (Ленинград), проходившими практику на пароходе "Илья Репин". Однако вскоре было прнято решение о дальнейшей нецелесообразности использования этого судна в регионе Балтийского Моря, но о его востребованности в регионах Баренцева и Белого Морей.
С 16.01.1950 по 09.11.1950 судно снова находилось на Висмарской судоверфи, где прошло перестройку из пассажирско-круизного к пассажирскому. Изменения особенно сильно каснулись надстройки в передней части судна. Перестроечные работы каснулись также и энергетической установки судна, количество оборотов в паровых машинах было уменьшено до 140 оборотов в минуту. Новая скорость стала составлять всего 11,2 узла. Пароход был переведен в "Совторгфлот - Мурманск" (позднее ставшей называться Мурманским Морским Пароходством). Новым портом приписки судна стал Мурманск, название судна осталось прежним – "Илья Репин". Судно стало связывать Мурманск морскими пассажирскими транспортными линиями со многими населенными пунктами на побережье Баренцева и Белого Морей. Часто это было в те годы единственным транспортным средством и почтовой связью между этими населёнными пунктами, и между ними и внешним Миром. В таком качестве под Советским флагом "Илья Репин" находился в эксплуатации до 1959 года. Несмотря на размеры и назначение судна, даже и в этот заклюительный период своей биографии "Илья Репин" оставался сравнительно комфортабельным и ухоженным судном .
Пароход "Илья Репин". Фотография из коллекции Бориса Лемачко
С 1960 года "Илья Репин" вычеркнут из регистровых списков Регистра "Lloyd". О том, каким образом судно закончило свой жизненный путь, мне, к сожалению, ничего не известно, но можно с большой уверенностью сказать, что этот пароход не дожил до наших дней.
Применённая литература
Claus Rothe "Schiffe der Welt. Welt der Passazhierschiffe unter Hammer und Sichel".
Издательство: "Busse Seewald"/"DSV-Verlag GmbH", Hamburg (Гамбург).
Год издания: 1994.
Применённaя страницa: 67.
Ян Пичиневский
Гамбург, 03.12.2006
Отредактировано 1232_1732 (17.05.09 13:50:16)