Анонсирую много интересного от Яна Пичиневского:)
Судьба теплоходов "Молдавия" (1928) и "Котовский"
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться227.02.11 16:24:49
Кайзер, большое Вам спасибо за отклик на мою просьбу и открытие этой темы !
С дружеским приветом
Ян
Поделиться327.02.11 16:26:32
О небольших однотипных грузопассажирских теплоходах "Молдавия" и "Котовский" известно не много, да и та информация которая о них имеется – очень скупа. Тем не менее это были первые два примерно 1000 BRT -тоннажных каютных теплохода, спроектированных и построенных для эксплуатации в СССР на Чёрном море для работы на линиях короткой протяжённости или для работы на протяжённых линиях с возможностью подхода к пристаням небольших населённых пунктов. Элементы конструкции этих судов и опыт их эксплуатации были безусловно учтены тремя десятилетиями позже, когда на базе проекта судов типа "Георги Димитров" проектировался теплоход "Алупка" – головное судно серии из 12 судов построенных в Болгарии для СССР и получивших позже "прозвище" "Ай-ай-айчики". Если вглядеться в очертания судов обоих типов – типа "Молдавия" (1928) и типа "Алупка", то можно заметить некоторые элементы подобия и как бы "эволюционного родства". Поэтому оба теплохода – "Молдавия"(1928) и "Котовский" можно смело называть судами- "прото-Ай-ай-айчиками".
Оба судна были построены по заказу СССР в 1928 году на судоверфи "Schiffswerft & Maschinenfabrik" (бывшее название – "Janssen & Schmilinsky") в Гамбурге и в том же году вступили в эксплуатацию на Чёрном море для Одесского "Совторгфлота".
О теплоходе "Молдавия" известно то, что его тоннаж составлял 1190 BRT, длина была равна 62 метра, ширина - 10,1 метра. Судно обладало одним дизельным мотором, построенным на фирме "Deutz", мощность двигателя составляла 1060 лошадиных сил. Пассажировместимость судна представлена двумя числами: 518 и 240 человек. Экипаж судна состоял из 36 человек.
О теплоходе "Котовский" известно то, что его тоннаж составлял 1190 BRT, длина была равна 61,7 метра, ширина - 10,1 метра, осадка - 5,6 метра. Судно обладало одним дизельным мотором, построенным на фирме "Deutz". Рейсовая скорость судна составляла 8 узлов.
Строительный номер теплохода "Молдавия" - 677. А вот в единственном месте, где сообщается строительный номер теплохода "Котовский", он значится как 668. Предположу что в процессе подготовки источника этих данных была допущена опечатка, и на самом деле строительный номер этого судна - 678. И, видимо, теплоход "Молдавия" был первым и головным судном этой серии, состоявшей из двух судов. Одесса стала портом приписки обоих судов - теплохода "Молдавия" и теплохода "Котовский".
После завершения постройки и ввода в эксплуатацию на Чёрном море, состоявшуюся, примерно, в 1928-1929 годах, оба судна приступили к работе на линии Одесса – Херсон. К сожалению, мне абсолютно не известно расписание их движения на этой линии как не известно и то, совершались ли ими заходы в Очаков и в Николаев.
В те годы морское сообщение между Одессой и Николаевом с Херсоном было не только наиболее быстрым, удобным и доступным в сравнении с использованием для поездок между этими городами других видов транспорта но и, практически – единственно возможным видом прямого сообщения: тогда ещё не существовало и некоторых важных на сегодняшний день железных дорог и в приемлемом виде автомобильных дорог, а также мостов через реки Южный Буг и Днепр в регионе Черноморского побережья между Одессой и Херсоном. Так, например, вообще отсутствовала сегодняшняя железная дорога, связывающая Одессу и Николаев. Железнодорожное сообщение между Одессой и Николаевом с Херсоном было возможно лишь огибая большой крюк через Кировоград (в 1934-1939 годах – Кирово, в 1924-1934 годах – Зиновьевск), что длилось очень долго. Междугороднего автобусного сообщения практически не существовало, а у населения ещё (кроме редких исключений) не было личного автотранспорта.
Данная линия была привлекательна не только для пассажиров, совершавших путешествие между Одессой и Херсоном (или Николаевом и Очаковом, если туда выполнялись заходы). Херсон был конечным пунктом речных пассажирских судов, совершавших рейсы по Днепру по линии Киев – Херсон, и таким образом, открывалась возможность для состыковки рейсов – пересадки на другую линию и удобного сообщения между Одессой и портами на южной части Днепра и при необходимости – даже до Киева.
Поскольку данное региональное направление было одним из наиболее важных, связывавших Одессу и близлежащие крупные города, то, понятно, что было необходимо регулярное, достаточно частое и надёжное пассажирское сообщение на линии между ними. И наличие двух современных грузопассажирских судов вполне обеспечивало необходимую частоту отправлений и надёжность перевозок. Теплоходы "Молдавия" и "Котовский" как часы работали на этой линии до самого начала Войны 1941-1945.
С началом Войны 1941-1945 оба судна были включены в состав ВМФ СССР. Судьбы их сложились по-разному.
Теплоход "Молдавия" становится санитарным транспортом. Его основной задачей была, скорее всего, эвакуация населения с северо-западного побережья Чёрного Моря. Вот что сообщается в списке флота за 1941 год на странице "Черноморско-азовский морской бассейн" электронной версии книги "Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." (книга "Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." – М.: ГПИНИИМТ «Союзморниипроект», 1989.) опубликованной на сайте "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.", Приложение к официальному сайту Министерства обороны России ( http://victory.mil.ru/ ):
«МОЛДАВИЯ»
сан. ТР. ЧФ, бывший груз.-пасс. т/х, 1190 брт, ЧГМП.
Дата и место гибели – 14.09.41, у Тендровской косы, 46°20' с.ш., 31°32' в.д.
В результате авиационного налета получил тяжелые повреждения, выбросился на берег и сгорел. Груз и пассажиры были сняты. Сведений о погибших нет.
( http://victory.mil.ru/lib/books/h/mmf/03.html )
Ещё теплоход "Молдавия" известен тем, что в 1941 году на нём работала старшим помощником капитана легендарная Одесская женщина - Капитан Дальнего Плавания, Берта Яковлевна Рапопорт.
Вот что написано в статье "Породненная с морем", автор – А. Хасин, на сайте журнала "Лехаим" ( http://www.lechaim.ru/ ):
Об участии Берты Яковлевны в Великой Отечественной войне я, к сожалению, материалов не нашел. Только прочитал в ее послужном списке: «С 23 апреля 1941 года по 10 октября 1941 года работала старшим помощником капитана на пассажирском теплоходе “Молдавия”».
В 1984 году в одесском издательстве «Маяк» вышла моя книга «Гневное море». В поисках материалов для книги мне пришлось изучить много документов о судьбе судов Черноморского пароходства, которые под непрерывными налетами фашистской авиации вывозили из осажденной Одессы женщин, стариков и детей. Многие суда тогда затонули. В один из налетов, 10 октября 1941 года, недалеко от Одессы затонул и теплоход «Молдавия». Могу себе представить, как хладнокровно и решительно действовала в эти роковые минуты старший помощник капитана Берта Яковлевна Рапопорт. И уверен, что сошла она с тонущего судна, как и капитан, последней...
( http://www.lechaim.ru/ARHIV/101/hasin.htm )
И ещё интересные сведения из статьи "Капитан дальнего плавания Берта Яковлевна Рапопорт", автор – Ольга Тонина, опубликованной на сайте журнала "Самиздат" (http://zhurnal.lib.ru/):
С 23 апреля 1941 года и во время войны она работает старпомом на пассажирском теплоходе "Молдавия" – вывозит женщин, стариков и детей из осажденной Одессы. 10 октября 1941 года во время одного из налетов немецкой авиации, теплоход получает повреждения и выбрасывается на берег, его груз и пассажиров снимают другие корабли и суда конвоя.
( http://zhurnal.lib.ru/t/tonina_o_i/ussr … _003.shtml )
Скорее всего, 10 октября 1941, дата окончания работы Старшего Помощника Капитана санитарного транспорта, теплохода "Молдавия" Берты Рапопорт – официальная дата списания непосредственно самого судна из состава Флота после того как, по всей вероятности, было принято решение о невозможности возвратить его в строй.
И вот ещё несколько сведений из Интернета о том, как складывалась судьба теплохода "Молдавия" во второй половине сентября 1941 года, страница „История Балаклавы“ сайта Крым ( http://krim.biz.ua/ ):
22 сентября 1941 года у Тендеровской косы экипаж спасательного судна "Юпитер" под командованием В. А. Романова целый день боролся за живучесть пострадавшего теплохода "Молдавия". Гитлеровцы сбросили на спасатель около 200 бомб. Аварийно-спасательная группа судна под руководством старейшего эпроновца Михаила Федоровича Чекова и вся команда действовали самоотверженно. Теплоход, выброшенный на отмель, спасти стало невозможно. И только тогда "Юпитер", взяв на буксир водолазный бот и плав-мастерскую, возвратился в Севастополь.
( http://krim.biz.ua/balaklava_history.html )
Таким образом, после оставления Одессы и вместе с этим завершившегося отступления Советских войск из Северо-Западного региона Чёрного Моря, теплоход "Молдавия" оставался находиться на прибрежной отмели, куда он был выброшен после попадания в него авиаснарядов. Судно находилось, скорее всего, в состоянии, не допускающем восстановления или даже относительно простой буксировки до места с глубинами, превышающими осадку судна – оно так и осталось находиться на месте его оставления все годы оккупации.
С началом Войны 1941-1945 теплоход "Котовский" также приступил к службе как санитарный транспорт, его основной задачей также была эвакуация раненных и мирного населения из привычных для него по работе в мирное время мест в северо-западном Причерноморье между Одессой и Херсоном.
Уже в июле 1941 года "Котовский" стал, скорее всего, одним из самых первых Советских санитарно-транспортных судов на Чёрном море, подвергшихся нападению самолётов ВВС Германии. Судно получило повреждения, однако оно или не было выведено из строя вообще, или последствия данных повреждений удалось быстро устранить и восстановить необходимую работоспособность судна. Есть сведения и о том, что на "Котовском" в числе других тогдашних Черноморских военно-транспортных судов были установлены пулемёты и зенитная артиллерией, очевидно для обеспечения возможности отбивать атаки с воздуха.
Есть сведения и о том, что в этот период (лето- первая половина осени 1941 года) теплоход "Котовский" выполнил переход и, например, из Скадовска в Севастополь – об этом пишется в Главе IV "Здравствуй, Севастополь !" документальной повести мичмана Николая Александрова "Севастопольский бронепоезд" ( Александров Н. И. Севастопольский бронепоезд. Документальная повесть. Изд. 2-е. – Симферополь: Крым – 1968 ), опубликованной на сайте "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.", Приложение к официальному сайту Министерства обороны России ( http://victory.mil.ru/ ):
„…Он рассказал, что после ранения его в бессознательном состоянии доставили на каком-то баркасе на Тендровскую косу, потом в Скадовск, а оттуда теплоходом «Котовский» в Севастополь.
…“
( http://victory.mil.ru/lib/books/memo/al … ni/01.html )
На "Котовском" происходила эвакуация раненых военнослужащих и гражданского населения из Одессы и во время её Обороны в августе – середине октября 1941 года. Транспорт "Котовский" в числе других военно-транспортных (бывших грузопассажирских и грузовых) и военных судов использовался и при знаменитой эвакуации войск Одесского Гарнизона, оборонявших город, в Севастополь. В частности 15 октября 1941 года (или к этому дню) судно в последний раз перед оставлением Одессы прибыло в Одесский порт, и приняв на борт военнослужащих и гражданское население, 15 октября или самое позднее – в первой половине ночи с 15 на 16 октября 1941 года с группой судов отбыло из Одессы в Севастополь, и благополучно преодолев сложный из-за военной ситуации морской переход, прибыло в пункт назначения. К утру 16 октября 1941 года Одесса была оставлена Советскими войсками.
В декабре 1941 года у "Котовского" произошла какая-то серьёзная поломка главного двигателя, и он больше использоваться в качестве санитарного. Его медицинский персонал был переведен на теплоход "Львов". По всей видимости, поломка произошла у побережья Кавказа, судно было перепрофилировано и находилось в составе ВМФ СССР до самого конца Войны 1941-1945.
Вот что сообщается о военной карьере теплохода "Котовского" на странице "Плавбазы" раздела "Суда" сайта Алексея Хоменко "Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны" (http://sovnavy-ww2.by.ru/) :
КОТОВСКИЙ
С 23.06.1941 г. вошел в состав ЧФ и использовался в качестве санитарного транспорта. 23.12.1941 г. в связи с износом дизелей переформирован в несамоходную плавбазу. Использовался для базирования подводных лодок типа "М".
( http://sovnavy-ww2.by.ru/depots/typ_civil.htm )
Теплоход "Котовский" пережил Войну 1941-1945 и оказался одним из трёх наиболее известных довоенных грузопассажирских судов Черноморского Пароходства (вместе с теплоходами "Крым" и "Львов"), которые после окончания войны и прохождения ремонта смогли возвратиться к пассажирским перевозкам на маршрутах пароходства.
Иначе сложилась судьба теплохода "Молдавия". В первые послевоенные годы проводились серьёзные работы по очистке северо-западного побережья Чёрного моря от остовов судов и остатков судовых конструкций, покорёженных и разбитых гидротехнических сооружений, мин и неразорвавшихся снарядов, различных опасных руин и развалин. Очевидно, что в ходе этой работы был проведён и осмотр остова теплохода "Молдавия", находившегося на отмели у Тендеровской косы . В результате было, скорее всего, принято заключение о нецелесообразности восстановления этого судна, и спустя некоторое время оно было разделано на металлолом.
О том как сложилась судьба теплохода "Молдавия" после окончания войны также сообщается в списке флота за 1941 год на странице "Черноморско-азовский морской бассейн" электронной версии книги "Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." (книга "Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." — М.: ГПИНИИМТ «Союзморниипроект», 1989.) опубликованной на сайте "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.", Приложение к официальному сайту Министерства обороны России ( http://victory.mil.ru/ ):
16 марта 1946 г. поднят АСС ЧФ и в 1947 г. разрезан на металлолом.
( http://victory.mil.ru/lib/books/h/mmf/03.html )
Вот что написано о дальнейшей судьбе теплохода "Котовский" на странице "Плавбазы" раздела "Суда" сайта Алексея Хоменко "Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны" (http://sovnavy-ww2.by.ru/) :
После войны отремонтирован с заменой дизелей и находился в составе Черноморского пароходства до середины 1950-х гг.
( http://sovnavy-ww2.by.ru/depots/typ_civil.htm )
При этом данные о том что теплоход "Котовский" находился в составе Черноморского пароходства до середины 1950-х годов являются, скорее всего ошибочными, поскольку сразу несколько источников указывают на то, что судно находилось в пассажирской эксплуатации и позже, как минимум до середины 1960-х годов.
Подготовительные и ремонтные работы заняли тогда достаточно длительное время, однако теплоход "Котовский" был восстановлен, внешне ему был возвращён практически его довоенный облик. Во время восстановительного ремонта был проведен не только серьёзный ремонт корпуса и замена главного двигателя. Судно было оснащено современным для того времени навигационным оборудованием, в частности – радаром, что видно по фотографиям послевоенного периода.
По данным , опубликованным на странице "1954" раздела "Хроника пассажирского флота" сайта Александра Соснина "Библиотека Александра Соснина" ( http://library.riverships.ru/History/index.htm ), теплоход "Котовский" смог возвратиться к прерванной войной работе на пассажирской линии Одесса – Херсон не позднее 12 апреля 1954 года:
12 апреля рейсом теплохода "Котовский" открыта линия Одесса – Херсон. Открытие скорой линии Киев – Херсон задерживается из-за низких уровней воды на отдельных участках.
( http://library.riverships.ru/History/1954.htm )
При этом по самой линии после окончания войны уже выполнялись рейсы судами прибрежного плавания или судами, менее предназначенными для перевозки пассажиров на подобных линиях.
С большой вероятностью можно утверждать, что на данной линии выполнялся заход в Николаев, с меньшей вероятностью – и в Очаков. Морская пассажирская линия Одесса – Херсон была всё ещё по-прежнему очень востребована, теплоход "Котовский" был наиболее популярным и, можно сказать – главным транспортным средством на перевозках между вышеназванными населёнными пунктами. Всё по-прежнему сказывалось отсутствие или недостаточная налаженность работы других видов транспорта на этом направлении, в первую очередь – железнодорожного и автобусного сообщений. Известно, что теплоход "Котовский" проработал на этой линии как минимум до осени 1964 года, а возможно – и до конца 1960-х годов, к сожалению более точных данных об этом нет. Известно также, что судно совершало переход ночью, в море оно было подвержено качанию – эту черту унаследовали от него и его логические приемники – суда типа "Алупка". Вот что пишут о нём в Интернете два источника.
Первый источник – из биографического рассказа-интервью советника Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания Петра Заричаского, взятого Анатолием Станчевым и опубликованным как статья "По теле- и радиоволнам" в электронной версии Одесской газеты "Слово" N 44(261) от 14ноября 1997 года (архив газеты – http://www.paco.net/odessa/media/word/index.htm ; современный адрес газеты – http://www.slovo.odessa.ua/):
Стоял солнечный октябрьский день. Море было тихим. Совсем рядом от места подводных работ проходит пассажирский теплоход " Котовский ". С его палубы доносится музыка, звучат песни, веселые голоса.
(Осень, 1964 года, район Очакова)
( http://www.paco.net/odessa/media/word/261/sn204.htm )
Второй источник – постинг участника с ником "спан" от 05.02.2010, 07:43, в теме "Что Вы помните о 80-х ?", подраздела "Основной форум" раздела "Общие форумы" Одесского Форума ( http://forum.od.ua ):
Эти суда кажется начали ходить в конце 60-х .В Херсон до этого ездили к родственникам на т/х Котовский. Почти всю ночь шёл и качало. А на Вихре 1.5час.
( http://forum.od.ua/showthread.php?t=12656&page=632 )
Известно появление теплохода "Котовский" и в других портах, не связанных с его основной линией. Так его видели в Ялте и в Евпатории, в частности на фотографии 1960-го года судно запечатлено у берегов Евпатории. Какие рейсы совершал теплоход "Котовский", посещая Евпаторию и Ялту, мне не известно.
В период между осенью 1964 года и 1969 годом теплоход "Котовский" прекратил рейсы на линии Одесса – Херсон, на этом направлении его сменили суда на подводных крыльях, сначала СПК "Вихрь", а затем – СПК типа "Комета".
К этому периоду в северо-запададной части Причерноморья были построены новые железные и шоссейные дороги, новые мосты через Южный Буг и Днепр, и морское тихоходное сообщение между Одессой и Николаевом с Херсоном было уже не столь быстрым, удобным и востребованным как поездка на поезде или на автобусе. Особенно в зимнее время года. В летнее время года это расстояние достаточно быстро преодолевали суда на подводных крыльях. И теплоход "Котовский" ушёл с этой линии.
Кроме того, судно устарело морально и физически. К тому времени на Чёрном море уже плавали современные на то время суда типа "Алупка", аналогичные по своей величине и назначению, и теплоход "Котовский" был выведен из состава флота Черноморского пароходства.
Итак, повторюсь, что последнее прямое упоминание об эксплуатации теплохода "Котовский" относится к осени 1964 года, а косвенное - к концу 1960-х годов. Известно также точно, что по состоянию на конец 1969 года теплоход "Котовский" в составе гражданского флота СССР уже не находился. О дальнейшей судьбе судна мне ничего не известно. Не известно и то, существовало и эксплуатировалось ли судно в каком-то качестве или нет. Также не известно, дожил ли бывший теплоход "Котовский" до наших дней или нет.
После ухода "Котовского" о нём и его линии ещё некоторое время помнили: иногда в воспоминаниях пожилых людей в Одессе ещё в конце 1970-х годов можно было услышать о поездке на теплоходе, а иногда и даже именно на теплоходе "Котовском" из Одессы в Николаев или в Херсон.
Теплоход "Молдавия" (1928 года постройки). Довоенная фотография
Теплоход "Котовский". Послевоенная фотография.
Страница 31 журнала "Флот и Круизы" номер 3, осень 2006 - зима 2007, из календаря судоходной компании "Укрферри" за 2005 год,
из фондов музея Морского флота Украины, г. Одесса
Теплоход "Котовский". Евпатория, 1960 год
Прошу всех, кто что-либо знает о дальнейшей судьбе легендарного теплохода "Котовский" после его вывода из эксплуатации в середине или во второй половине 1960-х годов поделиться своей информацией о судне. Прошу также помочь восполнить наши другие пробелы в знаниях о биографии теплоходов "Молдавия" (1928 г. постройки) и "Котовский".
Ян Пичиневский
Мюнхен, 14.09.2010
Отредактировано 1232_1732 (27.02.11 20:54:39)
Поделиться427.02.11 16:36:36
С удовольствием представляю также интересную статью Юрия Трифонова о теплоходе "Молдавия" (1928 г. постр.), которую он 15 сентября 2010 года предоставил для публикации на Форуме "Круизник".
Поделиться527.02.11 16:39:58
Товаропассажирский теплоход
Черноморского государственного морского пароходства
«Молдавия»
Теплоход «Молдавия спущен на воду, Гамбург 1928 год
В начале 1927 года Правление Совторгфлота заключило с Германской судостроительной фирмой «Janssen & Schmilinsky» в Гамбурге договор на постройку для Черноморской Главной конторы Совторгфлота двух товаропассажирских теплоходов «Молдавия» и «Котовский». Суда водоизмещением 1652 т (1189,51 брт), дедвейтом 580 т, длиной 61,70 м, шириной 10,15 м, высотой борта 6,24 м и осадкой 3,95 м принимали на борт 16 пассажиров в каютах 1-го класса, 48 в каютах 2-го класса, 234 в помещениях 3-го класса, 220 палубных пассажиров, а также 84 пассажира дополнительно. Экипаж 36 человек. Энергетическая установка - дизель четырехтактный, 8-цилиндровый, бескомпрессорный системы Дейтц мощностью 1060 л.с. обеспечивал теплоходам скорость в 12,5 узлов. Топливо – соляр.
Заложенные в конце августа 1927 года на верфи «Schiffswerft und Maschinenfabrik AG» в Гамбурге, теплоходы строились очень быстро. Уже 28 января 1928 года состоялся спуск на воду теплохода «Молдавия» (стр № 677), а в середине марта был спущен и второй теплоход «Котовский» (стр № 678).
23 мая 1928 года после окончания ходовых испытаний и тщательной проверки механизмов на теплоходе «Молдавия» был поднят советский флаг, а 25 мая, взяв груз для Черного моря, судно вышло в Одессу. Через некоторое время туда прибыл и «Котовский». Суда, приписанные к порту Одесса, были поставлены на грузопассажирскую линию Одесса – Николаев – Херсон – Одесса. Эксплуатация теплохода «Молдавия» сопровождалась авариями и поломками судна. Так зимой 1929 года во время сильнейшего шторма «Молдавия» в Новороссийске была серьезно повреждена пароходом «Пенай», навалившимся на теплоход. В 1939 году «Молдавия» в ясную тихую ночь столкнулась со встречным судном и, ударив его в борт, разрезала почти пополам. Несмотря на это «Молдавия» и более удачливый «систершип» теплоход «Котовский» до начала Великой Отечественной войны обеспечивали пассажирские перевозки на херсонской и николаевской линиях.
Мобилизованные под санитарные транспорты Черноморского флота («Молдавия» с 12 августа 1941 года и «Котовский» с 22 июня 1941 года), теплоходы включились в работу по эвакуации в тыловые порты раненых, больных и мирное население из Херсона, Николаева и осажденной Одессы.
Теплоход «Молдавия»
В середине сентября 1941 года командованием флота было принято решение об оставлении Тендровской косы. Но перед этим нужно было вывезти оттуда раненых, которых было там немало. 14 сентября санитарный транспорт «Молдавия» по пути из Одессы в Севастополь подошел к Тендре. Из-за мели транспорт стал на якорь на некотором расстоянии от берега. День был пасмурный, ветреный и море слегка штормило. Раненых стали перевозить с берега на шлюпках. В это время из-за облаков вылетело несколько немецких пикирующих бомбардировщиков. «Молдавия» отбивалась от них единственной зенитной пушкой и одним пулеметом. Десятки бомб взорвались в море около судна, но с последнего самолета бомба угодила прямо в теплоход. Вспыхнул пожар, в пробоину хлынула вода и, накренившись, судно село на мель. Тушить пожар было нечем, поэтому вся оставшаяся на поверхности надводная часть судна выгорела полностью. Погибло 60 человек, остальных на шлюпках доставили на Тендру, а затем вывезли в Севастополь. 27 сентября 1941 года санитарный транспорт «Молдавия» был исключен из списка ЧФ. 16 марта 1946 года остов судна был поднят АСС ЧФ, а в 1947 году «Молдавия» была разрезана на металлолом.
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
Отредактировано 1232_1732 (27.02.11 16:41:30)
Поделиться627.02.11 21:01:38
Ян Пичиневский, 15.09.2010, 21:04 >>
Юрий, огромное Вам спасибо за интересную статью и фотографии легендарного теплохода "Молдавия" (1928г. постр, порт-приписки Одесса) ! Большое Вам спасибо за то что оперативно откликнулись на мою просьбу и предоставили для Форума Вашу прекрасную статью !
С уважением и дружеским приветом
Ян
Поделиться727.02.11 21:04:10
Юрий Трифонов, 16.09.2010, 13:26 >>
Здравствуйте Ян! Забыл я дописать по "Молдавии" и "Котовскому" небольшую информацию по их службе. Вчера нашел данные, что эти теплоходы в 1936-1937 годах были приписаны к порту Сочи! Может быть, кто-то знает где же бегали эти суда в то время?
Поделиться827.02.11 21:08:08
Ян Пичиневский, 18.09.2010, 22:45 >>
Здравствуйте, Юрий !
Большое Вам спасибо и за интересное дополнение !
Забыл я дописать по "Молдавии" и "Котовскому"небольшую инфомацию по их службе. Вчера нашел данные, что эти теплоходы в 1936-1937 годах были приписаны к порту Сочи!
Но тогда возникает вопрос о том, какое же судно или суда связывали Одессу с Николаевом и Херсоном в эти годы ?
23 мая 1928 года после окончания ходовых испытаний и тщательной проверки механизмов на теплоходе «Молдавия» был поднят советский флаг, а 25 мая, взяв груз для Черного моря, судно вышло в Одессу. Через некоторое время туда прибыл и «Котовский». Суда, приписанные к порту Одесса, были поставлены на грузопассажирскую линию Одесса – Николаев – Херсон – Одесса.
У меня ещё вот какой вопрос. "Одесса – Николаев – Херсон – Одесса" - здесь имеется в виду заход в Николаев в оба конца, или заход только по дороге из Одессы в Херсон ? И известно ли, заходили ли эти суда также и в Очаков ?
С уважением и дружеским приветом
Ян